Михаил Висилицкий: "Женщин у меня было больше, чем у Пушкина"
Ирина Тарачанова: "Мы бы не поженились, если бы не... продуктовые талоны" Я не Бог весть какая театралка. К тому же, традиционалистка. Можно представить, насколько прохладно я отношусь ко всяким творческим изыскам авангардистского толка. Словом, никто, никогда и ни за что не затащил бы меня на спектакль нижегородского театра "Рок-драма".
Михаил Висилицкий и Ирина Тарачанова |
Началось все хитро: меня заинтересовала личность режиссера "Рок-драмы" - Михаила Висилицкого. А точнее - его полудурковатая шапочка об двух шнурках-завязках, которая неизменно вызывала горячие обсуждения моих коллег по редакции. Надо думать, рядовой человек такую шапочку никогда бы не надел... И я записала фамилию "Висилицкий" в файл "Темы на будущее". А потом выяснилось, что у ядовито-желчно-веселого Висилицкого имеется замечательная в своем роде супруга - танцовщица и тоже, конечно, авангардистка-модернистка. Вернее, к таким экстравагантным особам, как Ирина Тарачанова, монолитно-кондовое "супруга" подходит, как корове - седло. Может быть, соратница, сподвижница, в крайнем случае - спутница жизни. Слишком уж красива мадам Тарачанова, слишком независима. И активно позволяет себе "сметь свое суждение иметь". И вот я сижу между Михаилом и Ириной на дивинчике в Доме актера. Она - в фиолетовой "чаплыжке" на голове и с забавной сумочкой. Он - в той самой шапочке. Мой диктофон стремительно описывает полудуги, обращая "ухо" то к Михаилу, то к Ирине. Говорят много, весело, едко и почти одновременно, порой несколько картинно перебивая друг друга. Но главное - говорят интересно...
Кого-то вы нам напоминаете...
"...Мы с Родионом отправились в путь. Маршрут пролегал через Тулу, Мценск, Харьков, Ростов, Новороссийск. В гостиницы нас не пускали. В паспортах штемпеля о браке нету. Холостые, значит. Катитесь, путешественники, откуда приехали. Пришлось спать в машине." (Майя Плисецкая, "Я, Майя Плисецкая")
"Он покорил меня голубыми туфлями 45-го размера"
- Два Овена - это же клубок змей какой-то, громокипящий кубок! Как вы друг друга не забодали?
Михаил: - Я тогда в театре комедии музыку писал, а она ставила хореографию. Я как ее увидел - сразу влюбился и написал песню о несчастной любви. А она ее услышала и поставила на нее авангардный танец. Ира, как назывался этот итальянский спектакль?
Ирина: - Да разве можно вспомнить? Это было так давно. Двадцать лет назад. Нет, пятнадцать. Никто точно не помнит. Вот есть категория людей, которые помнят год, месяц и день. Я не отношусь к этим людям...
Михаил: - Читателям это не интересно.
Ирина: - Интересно, интересно...
Михаил: - А я тоже не запоминаю годы. У меня жизнь течет, как поток сознания у Марселя Пруста.
Ирина: - Я могу сказать, что вот это невнимание к датам - наша первая точка соприкосновения. Я помню, что день нашей свадьбы - 13 апреля, но вот какой был год, сказать не могу. И каждый год мы забываем эту дату отметить... Что я помню из этого бракосочетания - момент, когда нас расписывали...
Михаил: - А я, а я, а я скажу...
Ирина: - Нет, сначала я. И вот в тот момент, когда нам говорили "Согласны ли вы?", по радио громко передали: "А сейчас производственная гимнастика!"
Михаил: - Женщин у меня было больше, чем у Пушкина. А жены только две. И расходиться я с ней не собираюсь. Хоть мы и часто ругаемся. Она меня оскорбляет, я ее оскорбляю, не разговариваем по три дня.
Ирина: - Нет, не разговариваем мы часа по три. А вот я хочу еще вернуться к знакомству. Это Мишина версия знакомства. А у меня другая. Меня пригласили что-то там ставить, и вот ко мне подошел человек и, тормозя на первой букве, сильно заикаясь, сказал мне: " А...а...а... поставить .танец?" Это первые слова, которые сказал мне Миша. Ему, как всегда нужен был бесплатный работник.
Михаил: - Я тогда не заикался.
Ирина: - Ты заикался всегда.
Михаил: - Когда я с женщинами разговариваю, я не заикаюсь. Я заикаюсь, только когда говорю с начальством или когда хочу вызвать к себе жалость.
Ирина: - Чем покорил меня Миша? Тем, что носил голубые туфли 45-го размера. Они до сих пор живы, и в них до сих пор выходят на сцену. Помню, впервые увидев их, я подумала: "Боже, какая огромная ступня!"
Михаил: - Читателям это не интересно... Ты еще про носки скажи!
Ирина: - Нет, про носки мне нечего добавить... Кстати, у меня есть предположение, чем я поразила Мишу. Каждое утро он мне звонил и говорил: "Как жизнь?" И как-то он добавил: "Что ты сейчас делаешь?" А меня в этот момент мама попросила приглядеть за супом. И я гордо ответила: "Варю суп". Вот на это он и попался! Любит пожрать.
А мне еще вот что в Мише понравилось. Мы регулярно ходили в ресторан "Москва". Тогда Миша жил на Грузинской. И там была только холодная вода. После мытья посуды руки у меня не разгибались, как у профессиональной доярки...
Михаил: - У нее как у всех балерин - очень хорошая фигура. И еще мне понравилось, что она сказала: "Я очень мало ем. И совсем не хочу есть". И я подумал: это настоящая жена для талантливого режиссера!
Ирина: - Вот вы спрашивали, как развиваются отношения у таких творческих пар. Да самым обычным способом! Первый крючок, на который он попался - то, что я варю суп. Второй - то, что я не хочу есть. Мы очень долго пребывали в свободных отношениях. И думаю, так было бы до сих пор, если бы в стране не завелись талоны. Свои мне приходилось ездить отоваривать на Автозавод! А это было далеко и неудобно. И еще мы с Мишей много ездили. Когда мы приезжали в гостиницу, сразу возникали проблемы. Однажды в Москве мы поселились в гостинице "Россия". А вы знаете, что такое гостиница "Россия"? Это место, где нужен компас и путеводитель. Причем, меня поселили на шестом этаже, а его на восьмом, меня - в одном крыле, его - в другом. И это подтолкнуло нас к оформлению официального брака. А так для меня это не важно. Хотя я думаю, что такого рода отношения все-таки должны быть оформлены, так как связаны с юридическими делами.
“Она любит новости и сплетни, а я люблю их собирать”
- Общность интересов укрепляет брак, или это только лишний повод разругаться вдрызг?
Михаил: - Когда я что-нибудь ставлю, она часто говорит фразу: "Это уже где-то было". Тогда я очень злюсь и не разговариваю с ней два дня.
Ирина: - Безусловно, человеку неприятно, когда ему в лицо говорят грубую правду.
Михаил: - А я это люблю. Люблю, когда меня ругают, а не хвалят.
Ирина: - Ну, когда я тебя ругаю, тебе это нравится?
Михаил: - И я тебя ругаю, если суп плохо сварен.
Ирина: - Нет-нет, как раз по поводу неудач на кухне никаких ссор не возникает.
Михаил: - Она еще компот несладкий варит... Об этом обязательно нужно написать.
Ирина: - Я думаю, многие люди портят отношения с Мишей потому, что он говорит им правду. Он не заботится о том, чтобы паковать это в удобоваримую форму. Он любит так сказать, чтобы как доской по голове стукнуть.
- Ирина, а вы не пробовали за то время, что вы вместе, попробовать научить Михаила быть более дипломатичным, мягким?
Ирина: - Переделывать человека - это легкое сумасшествие. Нельзя и не надо. Вы можете получить такое, в чем захлебнетесь и жить дальше не сможете. Но можно попробовать воспитать человека собственным примером, как бы дидактично и слащаво это ни звучало. Хотя все равно человек остается верен своей природе. Если он создан так, что рубит сплеча - он всегда так будет делать.
- Глядя на Михаила, я думаю, что это его осознанная позиция.
Михаил: - Да, да, да, это моя осознанная позиция. Вот я когда был в Германии и ставил спектакль "Золотой осел" по Апулею, то читал американские рецензии. В них откровенно пишут: "Этот спектакль мне не понравился. Он грубый, длинный, скучный..." А у нас почему-то театральные критики любят писать как-то мягко, завуалированно... И читатель не может понять, хвалит ли искусствовед спектакль или ругает? Буржуазная критика пишет открытым текстом: спектакль плохой, не ходите, не смотрите.
- После пары таких рецензий и работать не захочешь...
Михаил: - А Влас Дорошевич, известный русский театральный и литературный критик? Он откровенно писал: опера в исполнении Шаляпина мне не понравилась, плохой хор, плохой оркестр... Прямым текстом! И что Шаляпин во втором акте потерял голос.
Ирина: - Мише нравится, когда говорят: это хорошо, а это - плохо, это - черное, а это - белое. Он таким образом подходит к миру. Я же считаю, что мир, помимо черного и белого, имеет массу оттенков. И мне хочется разобраться в этих нюансах, в этом спектре.
Михаил: - Она не права. Есть только черное и белое.
Ирина: - Я его за это называю - Сталинский выкормыш. И благодаря этому у него большое количество врагов. Как только у Миши контакт с людьми, он непременно обретает врагов. Еще Миронов говорил: "Каждый может обидеть художника, а вот помочь материально..." Миша, вот если я тебе скажу: "Твой спектакль - дерьмо"?
Михаил: - Где это ты таким словам научилась?
Ирина: - Вот и ты, когда говоришь другому человеку, что его спектакль - дерьмо, ты ничего изменить не можешь. Блокировка зверская.
...Вот я только сегодня сказала Мише: брак помогает сохранять вовсе не житье вместе. Когда люди часто и много видят друг друга - это надоедает. Вообще, все надоедает. Даже самое любимое блюдо. Но, с другой стороны... Да, мы ходим вместе смотреть какие-то фильмы. Миша приносит литературу. У меня меньше на это времени - я больше работаю, чем Миша.
Михаил: - Зато благодаря мне она знает все новости и все сплетни. Она очень любит новости и сплетни. А я люблю их собирать.
"Он согнул меня пополам - под глазом появился синяк"
- Однако жизнь вместе - это не только творческие поиски . Иногда приходится с небес и на бренную землю спускаться. Быт у вас, как, налажен? И кто за него ответственный?
Ирина: - О, тут мне Миша полную свободу действий предоставляет! Мне иногда кажется, что он хочет, чтобы я стирала хозяйственным мылом и холодной водой. А поскольку мы никакого компромиссса здесь не нашли, я просто пользуюсь услугами прачечной. Но, вообще, бытовые вещи не являются для нас источником напряждения. Есть время - я их делаю, нет времени - не делаю.
Михаил: - Если я говорю ей: "Иди вынь из холодильника фарш", она не вынет, а если я скажу: "Не вынимай", вынет обязательно. Бодаемся.
Ирина: - Когда Миша что-то не хочет делать или что-то его раздражает, надо придумать к нему особый подход. Например, когда на плите что-то жарится, я стараюсь подвинутъ чайник в сторону. А Миша не хочет его убирать. Тогда я придумала вот что. Я ему говорю: "Если всю неделю чайник будет чистый, я дам тебе пять рублей". Это срабатывает чудесно.
Михаил: - Правда, в последнее время она обещает уже не по пять рублей, а по десять.
Ирина: - Но это за месяц сохранности чайника. Мишины услуги можно купить. Очень меркантильный. Или, например, его раздражают некоторые предметы в доме. Мне они нужны, а ему - нет. Ему кажется, что достаточно и одной разделочной доски. Особенно раздражает его доска в виде груши с листочками. Он ее не раз пытался выкинуть. И тогда я придумала и рассказала ему следующую историю: "Ты знаешь, сегодня ночью я проснулась от того, что в квартире раздавались какие-то жалобные крики. Я прислушалась и поняла, что это плачет маленькая доска. Она мне жаловалась, что ты ее постоянно выбрасываешь". После этого Миша перестал трогать эту доску!
Или такая "заморочка". У меня не одна, а две записные книжки. Мне так удобнее. Но Мишу это раздражает. И вот я ему говорю: "Знаешь, Миша, я хочу попросить твоего разрешения держать две книжки. Разреши мне, пожалуйста". И это тоже удивительно сработало! Разрешил.
Михаил: - Да, я порядок люблю.
- Когда вы ссоритесь, в ход, наверно, идет всякая экспрессивная лексика, вплоть до нецензурной?
Ирина: - Да, Миша все время ругается матом.
Михаил: - Нет, нет, это все неправда.
- А бывает, что деретесь?
Михаил: - Когда мы любим друг друга, я ей руки заламываю.
Ирина: - Был такой момент, когда Миша согнул меня пополам. Это была игра. Но получилось, что мое колено попало мне же по глазу. Что делать? Мне надо идти на репетицию, но как выйти из дома с таким синяком? Кому бы я объяснила, что это произошло в момент игры?
- Конечно, все бы подумали, что муж бьет.
Ирина: - Так бы и подумали. А я все время на людях. И синяк лицо никак не украшает.
Михаил: - Можно второй глаз так же подкрасить - как будто такой макияж.
- Вы можете лечь спать, не помирившись?
Ирина: - Можем. Утро вечера мудренее.
- Ирина, то, что Михаил намного старше вас, означает, что он в вашем браке - ведущий?
Ирина: - А это смотря в каких вопросах.
Михаил: - Я во всех вопросах главный и ведущий.
Ирина: - А вообще, он поддается обработке. Недавно, например, я его раскачала на покупку компьютера. Но если Миша против чего-то, я никогда не пойду против его желания. Сначала попытаюсь как-то незаметно склонить его на свою сторону.
Кстати
Трехдневных загулов не устраиваем
Ирина и Михаил - по знаку Зодиака Овны. Дни рождения у них совсем рядышком: 23 марта - у Ирины, 25 марта - у Михаила. Астрологи считают, что два Овна рядом - это термоядерная смесь, и советуют таким людям друг к другу и близко не подходить... Наши герои рискнули. Насколько риск увенчался успехом, судить им. И вам.
Мы предположили, что свои дни рождения эта нестандартная пара и отмечает как-то по-особенному. Начинает 23 марта - с какого-нибудь перфоманса или хэппининга, который с большей или меньшей степенью плавности перетекает в 25 марта. Оказалось - ничего подобного, наоборот, "все, как у людей".
- Наши дни рождения - это возможность отдохновения, - рассказывает Ирина. - Мы любим вкусно, "нарядно" поесть. Миша жаркое готовит, курицу жарит, я торты пеку, картошку особенным образом делаю. Нет-нет, никакого секрета. Картошка режется, причем, от кожуры не чистится. Чуть подсаливается, кладется на противень и отправляется в духовку. Время от времени поливается маслом - она должна пропитаться хорошенько. Потом обязательно нужно выложить ее на большое блюдо. Для нас огромное значение имеет посуда, скатерть. Кстати, скатерти я и сама придумываю. В магазине они - 400-500 рублей, а такая банальщина! А недавно мы с Мишей купили дорогие черные японские тарелки. Когда моя мама узнала, только и сказала: "Господи!"
Их дом
Возвращаюсь с работы - двери черные. А пол - красный.
Оранжевая стена на кухне, черно-желтые занавески... По убеждению Тарачановой-Висилицкого, каждый дом должен иметь свою неповторимую физиономию. А евроремонты - это пострижка всех под одну гребенку.
Ремонтом занимается всегда Ирина, а Михаил любезно ей не мешает. Как-то она решила сделать скатерть в черно-желтую полоску - получилось довольно мрачновато. Аппетит скатерка отбивала напрочь. Пришлось срочно выдумывать что-то новое.
В сортир - как они его именуют - ведет черная дверь. "Когда мы с Мишей начали совместное житье, он сказал: "Двери выкрасим в черный", - вспоминает Ирина. - Я возразила: "Ну, как-то мрачно, плохо..." Возвращаюсь с работы - двери черные. А пол - красный. Когда мы меняли квартиру, люди приезжали смотреть и ахали от удивления".
А недавно Ирина предложила Михаилу покрасить потолок в зеленый цвет. Приглашенный маляр долго удивлялся, но выполнить "странный" заказ ему все же пришлось.
Как отличить хороший спектакль от плохого?
Михаил, как всегда, категоричен: "Если вам скучно на спектакле, значит, спектакль плохой. Оценка одна: чтобы не скучно было".
А мнение Ирины таково: для того, чтобы сформировать критерии "хорошо-плохо", нужно посмотреть хорошие спектакли, послушать хороший симфонический оркестр. И делать это нужно, как минимум, в Москве.
Авторитетное мнение
Настоящая Женщина - домохозяйка?
Балерины, актрисы, художницы, певицы, модели... Иногда нам кажется, что дамы "красивых", творческих профессий имеют существенные преимущества перед "скромными" труженицами, возделывающими иные профессиональные нивы! По крайней мере, в том, что касается соблазнения мужчин...
Ирина Тарачанова, танцовщица от Бога, считает, что дело здесь не в профессии, а в... количестве гормонов, которые выделяет организм и которые выходят каким-то загадочным образом через уши, нос, кожу... словом, исходят от Настоящей Женщины.
- Совсем недавно я прочитала книгу о Лиле Брик, - рассазывает Ирина. - Она обладала потрясающей способностью привлекать к себе мужчин. Хотя она не была ни художницей, ни танцовщицей. А кем? По нашим понятиям - скорее, домохозяйкой. Жила как цветок. Для чего цветок на земле? Для красоты. Вот и она жила для красоты. Но это была Настоящая Женщина.
"Светская жизнь" об Ирине Тарачановой
"Мое предназначение - придумывать глупости," - с ходу определила Ирина свое место под солнцем в самом начале нашей беседы. Проучившись 4 года на радиофаке нашего политеха, Тарачанова, по ее выражению, "бросила все и стала ходить на филфак университета". После чего лет 10 проработала учителем. Бросила школу и самоотверженно отдалась любимому делу - авангардному танцу в театре танца "Журфикс". Это любимое дело нашлось еще в 19 лет, когда Ирина поняла, что хочет... танцевать. Вот с тех пор и танцует с группой единомышленников. Жанр своего творчества Ирина определяет как авангардную пластику, Михаил - как хореографический китч. "Журфиксовские" балеты можно время от времени увидеть на сценах Дома актера, ДК Свердлова, ДК офицеров. Возможно, вы слышали о них - "Концерт для пушки с оркестром", "Танго для танка"... А недавно Ирина попробовала себя в роли режиссера-постановщика в номинации "Авангард" конкурса "Платье года". Кроме танцев, самозабвенно любит валяться на диване. "Я - как кошка", - говорит Ирина. - "Люблю рыбу, и глаза у меня зеленые". Любит ходить по дорожкам. по которым никто не ходил. Обожает красный цвет и сладкое. А также - давать советы, особенно тем, кто в них не нуждается. Сама себе модельер, стилист и дизайнер. Шьет и вяжет "этакие" вешицы, которые с удовольствием носит сама. и с пафосом - ее муж
"Светская жизнь" о Михаиле Висилицком
Его последняя "модерновая" шапочка приехала вовсе не из Голландии, как он охотно всем рассказывает. Режиссер авангардного театра "Рок-драма" - едок, ядовит, критикует всех и вся, авторитеты не признает и с превеликим удовольствием их ниспровергает. Последнее творение - спектакль "Возбужденный маньяк", премьера которого намечена на 17 апреля. Ой, а это ведь уже сегодня...
Цитаты: (на звезды в текст)
1. “Когда она сказала мне, что очень мало ест, я подумал: вот настоящая жена для талантливого режиссера!”
2. "Мы не помним, сколько лет мы вместе. Мы считаем, пятнадцать. Ну, плюс-минус пять..."
3. "Прежде чем Миша впервые сказал :"Выходи за меня замуж", прошло 6, 7 или даже 9 лет. А я подумала, зачем?".